23 сентября, 2019

Профилактика нарушения зрения у детей и подростков

Признаки нарушения зрения


Родителям необходимо обращать внимание на появление возможных признаков нарушения зрения. Они могут проявляться так:
– ребёнок прищуривается;
– близко подносит к глазам объект интереса либо низко склоняется над книгой;
– ребёнок испытывает головные боли и головокружение;
– сутулится и ходит с опущенной головой.

Следует внимательно проследить поведение ребенка после сна, в особенности после дневного. Если спросонья у ребёнка один глаз открывается не полностью, если он медленно мигает перед тем, как что-то сделать, если для того, чтобы посмотреть в вашу сторону, он поворачивает полностью голову – все эти признаки дают повод для беспокойства.

Следует также обратить внимание на то, с какой стороны лица малыш загорел больше; как бы ни смешно это звучало, но даже специалисты обращают на этот фактор внимания. Обычно, если один глаз слабее другого, то ребёнок больше подставляет эту сторону солнцу, соответственно,  лицо малыша – более загоревшее со стороны слабого глаза.

Правила чтения


  1. Нельзя читать лежа.
    2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
    3. Во время занятий рабочее место ребенка должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева.
    4. Книжки для дошкольников и младших школьников должны быть с крупным шрифтом. 5. Детям, у которых плохо развита аккомодация, а зрительные нагрузки чрезвычайно велики, грозит близорукость.
    6. Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.
  2. Чтобы разгрузить глазную мышцу рекомендуется выполнять несложные упражнения для глаз: поморгайте; закрыв глаза, повращайте глазными яблоками; подойдя к окну, расслабьтесь, посмотрите вдаль.

Упражнения для снятия усталости глаз

  • Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
  • Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку, продолжая смотреть туда же в течение 5 сек.
    Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек).
  • Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
  • Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и повращать глазными яблоками вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы.
  • Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек, затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Производить круговые движения по часовой стрелке рукой на расстоянии 30-35 см от глаз, при этом следить за кончиком пальца. Повторить упражнение, перемещая руку против часовой стрелки.

 

Заведующий офтальмологическим отделением

УЗ «Пинская центральная больница»

Ольга Ивановна Янчук