23 марта, 2020

Памятка родителям по профилактике суицида

 

 

 

 

 

          Суициднамеренное, умышленное лишение себя жизни, может иметь место, если проблема остается актуальной и нерешенной в течение нескольких месяцев и при этом ребенок ни с кем из своего окружения не делится личными переживаниями.

Будьте бдительны! Суждение, что люди, решившиеся на суицид, никому не говорят о своих намерениях, неверно.

Большинство людей в той или иной форме предупреждают окружающих. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог предположить» означают лишь то, что окружающие не приняли или не поняли посылаемых сигналов.

Основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков:

– переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;

– действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность;

– переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;

– чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

– боязнь позора, насмешек или унижения;

– страх наказания, нежелание извиниться;

– любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

– чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;

– желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

– сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы:

Словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:

– прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

– косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

– много шутит на тему самоубийства;

– проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

Подросток может:

  1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;

– во сне – спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде – стать неряшливым;

– в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания,     избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру;

-ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

– проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки:

Ребенок может решиться на самоубийство, если:

– социально изолирован, чувствует себя отверженным;

– живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);

– ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;

– предпринимал раньше попытки самоубийства;

– имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

– перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

– слишком критически относится к себе.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопроса о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему.

Попытайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается.    Всегда следует уяснить «Какая причина» и «Какова цель» совершаемого ребенком действия. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности.

Большинство людей покушающихся на свою жизнь – психически здоровые люди, личности, творчески одаренные, просто оказавшиеся в сложной ситуации.

Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!

           Если замечена склонность несовершеннолетнего к суициду, следующие советы помогут изменить ситуацию.

– Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.

–  Оцените серьезность намерений и чувств ребенка.

– Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.

– Внимательно отнеситесь ко всем обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать воли чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

– Постарайтесь аккуратно спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

– Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ,

будьте внимательны к своим детям!

Филиал «Детская поликлиника»

УЗ «Пинская детская больница»

Зав. 5-ым пед. отделением

Шевчик Галина Александровна