15 мая, 2020

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. ЭТО ВСЁ, ЧТО ИМ НУЖНО…

ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ. ЭТО ВСЁ, ЧТО ИМ НУЖНО…

В каждом возрасте свои потребности, а значит забота и любовь родителей с

каждым годом имеют свои особенности.

В младенчестве начинает формироваться доверие, поэтому любовь для ребёнка заключается в чуткой заботе матери о его потребностях. Если в этом возрасте мать была ненадёжна, отвергала ребёнка и т. д., то это может сформировать подозрительность и опасение за своё благополучие.

Во взрослой жизни с такими людьми тяжело установить контакт, в отношениях они часто подвергают партнёра испытаниям и проверкам на доверие. В близких отношениях могут чувствовать себя беззащитными и уязвимыми.

Чуть позже, в года 2-3, ребёнок учится быть автономным и развивает самоконтроль. Если родители препятствуют развитию в этих направлениях, например, нетерпеливо и настойчиво делают то, что ребёнок вполне может сделать сам или, наоборот, ожидают действий, которые ребёнок самостоятельно сделать не в состоянии- формируется чувство стыда. А если родители постоянно чрезмерно опекают ребёнка и, тем самым, остаются глухими к его истинным потребностям, возникает сомнение в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой.

Уже будучи взрослыми, такие люди вместо того, чтобы быть уверенными, думают, что другие пристально их рассматривают и относятся с подозрением и неодобрением. Также у них может проявляться обсессивно- компульсивная симптоматика или паранойяльный страх преследования.

Любовь для ребёнка в возрасте 3-6 лет заключается в поощрении самостоятельных действий, в поддержке инициативы, в признании права на любознательность и творчество. Если родители в этот период не позволяют ребёнку действовать самостоятельно, чрезмерно наказывают в ответ на их потребности, развивается чувство вины.

И тогда во взрослой жизни таким «большим детям» не хватает целеустремлённости и решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, постоянное чувство вины может стать причиной пассивности, импотенции или фригидности, а также психопатического поведения.

В школьном возрасте у детей формируется трудолюбие. Если в этот период сомневаются в способностях ребёнка или в статусе среди сверстников, это может отбить охоту учиться дальше, а также может сформироваться чувство неполноценности, которое в дальнейшем убьёт уверенность в своей способности эффективно функционировать и существовать в мире.

 

Психологическое здоровье человека строится на множестве факторов, как внешних, так и внутренних, но родитель обладает огромной силой заложить в детстве фундамент здоровья или нездоровья, в том числе и психологического, у детей.

  • Безусловно принимать ребёнка- значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
  • Научить ребёнка уважать других, можно только уважая его. Его личное пространство, тело, выбор, настроение, желания, мысли, проявления. Только так вы научитесь уважать себя, уважая маленького человека.
  • Если говорит ребёнок – внимательно слушайте, не перебивайте, порой мы не дослушиваем самое важное. Постарайтесь уйти от критической оценки услышанному и тогда вы получите в подростковом возрасте возможность быть в курсе происходящего в жизни ребёнка, он будет доверять вам.
  • Наши дети- это наши зеркала, отражение всех наших реакций, проявлений, действий. Они копируют нас и поэтому самый лёгкий способ научить ребёнка чему- то – научиться этому первому. Самый лучший способ правильно воспитать- сначала воспитать себя и показать как это на своём примере.
  • Дайте понять, что вы верите в него, что бы ни происходило. Вы доверяете его выбору, вы доверяете ему самому совершать ошибки и верите, что он сам сможет их исправить.
  • Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать- это дать ему понять, что вы знаете о его переживании, «слышите его».
  • Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому; по мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему.
  • Хотя бы 15 минут в день уделяйте внимание ребёнку. В эти моменты делайте именно то, что ребёнок сам хочет. Почитайте книгу, посмотрите его любимый мультфильм в 15 раз или просто попейте чай и поговорите. Если ему не будет хватать внимания, он начнёт его искать в других людях и компаниях. К сожалению, не всегда позитивных.
  • Подарите им эти незабываемые минуты счастья: когда твой самый родной человек на Земле говорит, что ты- лучше всех. Что тебя любят. Вот, что для детей самое важное, вот, что делает их счастливыми.

Просто любите своих детей. И будьте сами счастливы. Тогда и они будут светиться от радости.

Подготовила детский психолог филиала «Межрайонный психоневрологический диспансер»

Лозицкая Наталья Ивановна