22 марта, 2021

С 5 по 9 апреля проводится республиканская профилактическая акция «Дом без насилия!»

Сексуальное насилие. Профилактика.

В среднем 18% девочек и 8% мальчиков во всем мире подвергаются сексуальным злоупотреблениям. Согласно определению Конвенции Совета Европы, сексуальное насилие и сексуальная эксплуатация детей включают в себя сексуальное злоупотребление (насилие), совращение детей, сексуальное домогательство по отношению к детям и сексуальную эксплуатацию детей в проституции, в создании, приобретении и распространении материалов, содержащих сцены сексуального насилия над детьми. Такие материалы могут создаваться взрослыми и детьми, с применением насилия, угроз, принуждения, шантажа или без них. Создание материалов с сексуальным насилием над детьми может происходить офлайн, а затем распространяться онлайн в виде фотографий, видеозаписей, транслироваться в режиме реального времени.

Наибольшей популярностью среди средств онлайн-активности у детей и подростков пользуются социальные сети. Дети делятся друг с другом созданными видео на платформах YouTube, TikTok, Likee, Instagram. Ребенок может быть готов на многое во имя получения лайков под своими постами. Преступники целенаправленно ищут в интернете детей, которые публикуют свои фото- и видео в сексуализированных образах и готовы общаться на сексуальные темы. Сексуальные домогательства и секстинг занимают одно из лидирующих мест по частоте встречаемости у школьников. Среди  подростков 12–17 лет 48% получали предложения пообщаться на сексуальные темы или выслать фото или видео в обнаженном виде. Преступники часто пользуются тем, что ребенок чувствует себя одиноким, поэтому они стараются имитировать интерес и внимание к ребенку при общении в социальной сети. Многие случаи насилия происходят не внезапно. В значительном числе случаев преступник строит отношения с ребенком таким образом, что может возникнуть впечатление, что эти отношения «добровольны» и ребенок в них заинтересован. Такая стратегия взаимодействия называется «груминг» и она направлена на то, чтобы установить контакт с ребенком и сохранить его в тайне. Однако сексуальные контакты с ребенком никогда не могут быть признаны добровольными.

Признание детей в том, что они подверглись насилию — редкость. Дети, пострадавшие от насилия, откладывают признание на годы. Большинство детей, переживших сексуальное насилие в детстве, рассказывает об этом кому-либо уже во взрослом возрасте. Отсутствие признания означает, что ребенок продолжает жить в ситуации насилия и не получая защиты и профессиональной психологической помощи, и еще больше детей могут стать жертвами необнаруженных преступников. Если же такое признание происходит, дети, как правило, сообщают о сексуальном насилии одному из родителей, родственников или другому ребенку, и, заручившись поддержкой, обращаются в полицию или в органы опеки и попечительства. Дети также могут рассказать о насилии любым другим взрослым, которым доверяют: психологу, педагогу, воспитателю, тренеру. Совсем маленькие дети чаще всего случайно рассказывают о том, что с ними произошло. Например, потому что взволнованны, и чувствуют потребность поделиться. Дети младшего возраста еще не понимают смысла сексуальных действий либо не владеют достаточным словарем, чтобы это описать. Понимание, что совершаемые с ними действия являются преступными, приходит постепенно, с возрастом. С большей вероятностью дети делятся информаций о насилии, если с ними обсуждали личную безопасность, границы тела, «плохие» прикосновения или если другой ребенок поделился похожим опытом. Нередко родители узнают о том, что по отношению к маленьким детям было совершено насилие, из-за оговорок или необычного поведения. Например, могут случайно обнаружить, что ребенок занят сексуализированной игрой с собой, с игрушкой, домашним животным или с другим ребенком. Первой реакцией родителя, как правило, будет шок, неверие, желание отругать и наказать ребенка за эти действия. Ребенок подумает, что он сделал что-то очень плохое, будет бояться наказания, и в результате откажется от дальнейшего обсуждения или от объяснений, где он увидел это и почему начал так себя вести. Ключевая черта таких случайных открытий — это то, что ни ребенок, ни родители к ним не готовы, и результат этого — кризис. Подростки принимают решение рассказать об опыте насилия или рассказывают об этом в ответ на вопросы родителей, специалистов. Они рассказывают историю небольшими кусочками, соизмеряя реакцию взрослого на сказанное. Естественная реакция родителя на признание — спросить «Почему ты мне раньше не сказал?». Подростки могут воспринять этот вопрос как обвинение.  Подростки чаще всего рассказывают о пережитом насилии своим сверстникам;

Детей необходимо обучать понятию личных границ, различию нормальных разговоров и прикосновений от «неправильных» и сексуализированных, распознавать стандартные манипулятивные приемы, знать, что в любой ситуации, которая вызывает у ребенка дискомфорт, он должен обратиться к взрослому, которому доверяет.

Один из подходов к профилактике сексуального насилия — через семейное половое воспитание. Родители и семья играют важнейшую роль в качестве первичного источника информации, поддержки и помощи в формировании здорового подхода к сексуальности и отношениям, Взаимоотношения родителей, их поведение являются для детей живым образцом того, как строятся отношения. Родители являются образцом для подражания также в части гендерных ролей и моделей поведения, выражения эмоций и сексуальности. Замалчивая тему сексуальности, избегая разговоров на эту тему, игнорируя простые вопросы, которые задают все дети, родители формируют у ребенка представление, что всё, связанное с сексуальностью, — это запретная, неловкая или постыдная тема. В такой семье детям трудно сообщить о сексуальном злоупотреблении. Дети должны всегда чувствовать, что они могут говорить со своими родителями об этих вопросах  Дети с нарушениями интеллектуального развития не в меньшей степени, чем дети без нарушений, нуждаются в том, чтобы получить информацию и выработать приемлемое и безопасное поведение.

Позвонив в службу экстренной психологической помощи «Телефон доверия» (круглосуточно и анонимно)по телефону 170, можно получить помощь психолога по волнующей Вас проблеме.

Записаться на консультацию к специалистам можно в «Межрайонном  психоневрологическом диспансере» по тел. 37-55-66, 61-97-00, моб. 121-40-57 (А1).

 

Подготовила врач-психиатр

 филиала «Межрайонный психоневрологический диспансер»

Подилова Наталья Владимировна