9 июня, 2021

Кризис детского возраста

Жизнь каждого человека состоит из множества этапов, и в переходные моменты могут возникать срывы привычного состояния, переоценка существующих и открытие новых возможностей. Такая ситуация и носит название «кризис», а смысл ее заключается в формировании качественных изменений личности. Возрастные кризисы случаются не только у взрослых людей, они — неизбежная, хотя и кратковременная составляющая роста и развития ребенка.

Для того чтобы понять свое дитя и помочь ему преодолеть сложный период, необходимо знать, когда бывают возрастные кризисы, чем они проявляются и как правильно себя вести в это время.

Кризис первого года

Как правило, к году ребенок начинает ходить, учится разговаривать. Такие перемены вызывают большие изменения в волевой сфере маленького человека, которые выражаются в виде «акций оппозиции» противопоставление себя другим. Появляются бурные реакции протеста на всевозможные запреты и ограничения, возникает стремление к автономности при сохранении зависимости от помощи взрослого и его оценки.

В этот период надо стараться учитывать предпочтения ребенка, позволять ему проявлять свою самостоятельность. При этом необходимо правильно выстроить систему правил и запретов, чтобы обеспечит малышу безопасность.

Кризис трех лет

Грань между ранним и дошкольным возрастом — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. У него начинается пересмотр сложившейся системы социальных отношений, становление собственного «Я».

Считается, что именно в этом возрасте начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность личности.

Типичные проявления кризиса трех лет:

негативная реакция на просьбу или требование взрослого что-либо выполнить из-за внутренней потребности делать все наперекор;

-строптивость, направленная не в адрес конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, принятых в семье норм воспитания;

-острая потребность в самостоятельности — классическое детское «Я САМ!»

Трехлетнему ребенку очень важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. Если с ним не считаются, не уважают его мнение и желания, он начинает протестовать.

Распознать бунт не сложно:

*ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует;

*то, что было раньше привычно, интересно и дорого малышу, обесценивается в его глазах: он начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Кризис семи лет

В семилетнем возрасте игровая деятельность сменяется на учебную. Начинается процесс дифференцировки внутренней и внешней стороны личности ребенка, который вызывает множество новых для него переживаний:

-он начинает ориентироваться в собственных чувствах, понимать, что значит «я радуюсь» или «я огорчен»;

-появляется способность обобщать личный опыт: если с ребенком много раз случалась какая-то ситуация, он ее осмысливает и на этой основе формирует самооценку-отношение к себе, своим успехам и положению;

-возрастает уровень притязаний к себе (каким бы я хотел быть).

Поведение в этот период характеризуется манерностью, капризами, в ребенке появляется что-то искусственное, нелепое. При этом все негативные стороны поведения проявляются только в привычных условиях, тогда как в новых для ребенка ситуациях они не возникают.

Типичные примеры:

появляется пауза между обращением к ребенку (требованиями,  напоминаниями) и его реакцией: создается впечатление, что он «не слышит» или «делает вид, что не слышит».

в ответ на любую просьбу ребенок начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения поручения. Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, с братьями и сестрами (вчера ему разрешили, -«почему ему можно, а мне нет»).Непослушание и упрямство, отказ от участия в привычных делах: ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется (или наоборот -не хочется) чего-то делать, а потому, что он уже успел высказать свое желание или нежелание и теперь настаивает на своем.

Хитрость-нарушение требований родителей в скрытой форме (вместо мытья рук перед едой ребенок просто проводит в ванной комнате некоторое время и выходит оттуда с мокрыми руками).

-Демонстративная самостоятельность: ребенок выбирает дела и сферы обязанностей, ранее ему принадлежащие («с удовольствием стирает свои вещи» или «просит разрешения самому сходить за хлебом»), но одновременно отказывается от выполнения поручений или просьбы родителей.

Кризис 11-15 лет

Этот кризис связан с половым созреванием и характеризуется:

-нестабильным эмоциональным фоном;

-категоричностью высказываний и суждений;

-грубостью и бесцеремонностью в сочетании с собственной ранимостью;

-острым переживанием изъянов своей внешности, действительных и мнимых;

-появлением ощущения себя взрослым;

-сменяющими друг друга увлечениями;

-высокой потребностью в общении со сверстниками, объединением в неформальные группы;

-ограждением многих сфер своей жизни от контроля родителей;

-формированием сексуальной ориентации.

Уважаемые родители!

Умейте услышать и понять своих детей!

Помогите им вырасти здоровыми и счастливыми людьми.

 

Филиал «Детская поликлиника»

УЗ « Пинская детская больница»

Зав. 1-ым пед. отделением

Литвинчук Елена Степановна