24 августа, 2021

Двигательный режим школьника

Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность или движение. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детско-подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребенка. Однако, в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.

Последствия недостаточной двигательной активности.

Недостаточная двигательная активность, гиподинамия школьников особенно вредна для их растущего организма. Она приводит к гипотензии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника, привести к снижению функциональной активности многих органов и систем.

Наблюдается недостаточность сердечно -сосудистой системы: сила сердечной мышцы и ее размеры уменьшаются, ухудшается кровообращение, снижется артериальное давление, сердечная мышца и тонус сосудов ослабляются, происходит застаивание крови в сосудах, ухудшается снабжение тканей кислородом.

Ухудшается дыхание, уменьшается амплитуда дыхательных движений, уменьшается жизненная емкость легких, развивается одышка.

Снижаются  мышечная сила, работоспособность, выносливость организма, появляются прослойки жировой ткани, нарушается осанка и координация движений, суставы перестают двигаться, все ткани опорно-двигательного аппарата начинают болеть: связки становятся жесткими, мышцы  теряют способность сокращаться, гиалиновый хрящ суставов истончается и замещается костью, а кости теряют механическую прочность, то есть опорно-двигательный аппарат быстро стареет.

Наблюдается ухудшение работы пищеварительной системы, происходит задержание пищи, что приводит к запорам.

Нарушается обмен веществ, снижается интенсивность и скорость обменных процессов, повышается масса тела.

Падает умственная работоспособность, ухудшается  внимание, память, мышление и другие психические процессы, нарушается сон, повышается эмоциональная возбудимость и склонность к стрессам.

Снижается репродуктивная способность, повышается вероятность появления застоев в органах малого таза, нарушение полового созревания, трудности при вынашивании плода у женщин.

Ухудшается состояние органов чувств, особенно зрительного анализатора и вестибулярного аппарата, снижается мышечная чувствительность, ухудшается координация движений.

Снижается контроль нервной системы за процессами обмена веществ клеток,что ведет к снижению иммунитета и устойчивости к различным заболеваниям.

Повышается утомляемость, вялость, плохое самочувствие, усталость в течении дня.

Из чего складывается двигательный  режим школьника

Ни одно лекарственное средство не заменит двигательную активность человека, и медицина не защитит организм, который не будет достаточно двигаться.

Двигательный режим школьника складывается в основном из:

-утренней физической зарядки;

-подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры;

-занятий в кружках и спортивных секциях;

-прогулок перед сном;

-активного отдыха в выходные дни;

-занятий физической культурой и спортом.

Гимнастику до уроков. Длительность гимнастики зависит от возраста детей. рекомендуемое время для начальной школы – 7-8 минут, для остальных 9-10  минут.

Гимнастика должна проходит на свежем воздухе. Не следует проводить гимнастику в классных комнатах. Упражнения для гимнастики выбираются с участием мышц плечевого пояса, спины, ног.

Гимнастика до уроков обязательно проводится под руководством педагогов.

Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшает работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.

Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

Соразмерное сочетание физических нагрузок на организм и «сидячей» школьной деятельности, правильная организация режима дня школьника -способствуют не только хорошей работоспособности, успешному усвоению учебного материала, но и вырабатывают у молодых людей потребность в здоровом и активном образе жизни, что благоприятно сказывается на их дальнейшей и успешной жизнедеятельности и продолжительной активной жизни.

 Филиал Детская поликлиника»

УЗ «Пинская детская больница»

Врач-педиатр:

Ярошевич Юлия Ивановна