ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2 апреля 2025 г. N 11
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, УСИЛЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного развития Республики Беларусь, потенциала всех отраслей экономики и сфер деятельности в условиях глобальных политических и социально-экономических вызовов необходимы эффективное управление и строгая производственно-технологическая, трудовая, служебная и исполнительская дисциплина (далее — исполнительская дисциплина).
Дальнейшее повышение качества жизни в нашей стране — это совместная работа государственных органов всех уровней, организаций независимо от формы собственности и граждан. Добросовестным, ответственным, творческим отношением к служебным обязанностям, высокопроизводительным использованием рабочего времени каждый из нас вносит свой вклад в общее благосостояние и устойчивость страны.
Исполнительская дисциплина является одним из ключевых факторов готовности государственных органов и иных организаций оперативно и эффективно реализовывать стоящие задачи.
Слабая исполнительская дисциплина, бесхозяйственность, неорганизованность, несвоевременность приводят к неисполнению или ненадлежащему исполнению законодательства и поручений, нарушению прав и свобод граждан, создают условия для коррупции и злоупотреблений, дискредитируют государственную власть.
Реализация поставленных на пятилетку качества задач по всестороннему преобразованию государства и общества требует кардинального повышения эффективности функционирования системы органов государственной власти, управленческой деятельности, усиления исполнительской дисциплины, социально ответственного отношения каждого к труду. В этих целях:
В сфере функционирования органов государственной власти и управления
- В системе государственных органов и других государственных организаций (далее, если не указано иное, — государственные органы и государственные организации) обеспечить:
неукоснительное следование конституционному принципу разделения государственной власти, сбалансированность функций государственных органов;
законность;
координацию деятельности с учетом законодательно предоставленных государственным органам и государственным организациям полномочий;
эффективное участие в управлении деятельностью подчиненных (входящих в состав, систему государственных органов и государственных организаций) организаций;
оптимальность структуры и численности;
эффективное использование бюджетных и внебюджетных средств и распоряжение государственным имуществом;
дебюрократизацию управленческих процессов;
инициативность, ответственность, высокие стандарты качества работы, нацеленность на результат;
оперативность принятия решений и всестороннее прогнозирование социально-экономических, политических и иных последствий их реализации;
исполнительскую дисциплину;
недопустимость и нетерпимость коррупции.
Названные в части первой настоящего пункта требования являются основополагающими в деятельности всех государственных органов и государственных организаций и обязательны для соблюдения.
- Государственным органам, должностным лицам безусловно следовать регламентирующим их полномочия нормам Конституции Республики Беларусь и иных законодательных актов, не допускать вмешательства в компетенцию других государственных органов, должностных лиц.
Обеспечить следующее четкое функциональное разграничение:
Национальное собрание Республики Беларусь — качественное и эффективное законотворчество, отвечающее актуальным запросам государства и общества, требованиям стабильности правового регулирования, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь — также развитие местного самоуправления;
Совет Министров Республики Беларусь — экономический штаб, отвечающий за реализацию основных направлений социально-экономической политики;
Администрация Президента Республики Беларусь — политический штаб, обеспечивающий полномочия Президента Республики Беларусь в сферах государственной кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, внешней политики и осуществляющий контроль за выполнением решений Главы государства;
Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь — обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь и Совета Безопасности Республики Беларусь в сфере национальной безопасности;
Комитет государственного контроля — государственный контроль в соответствии с компетенцией и принятие профилактических мер по недопущению правонарушений в экономической сфере;
Генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры — надзор за точным и единообразным выполнением нормативных правовых актов, координация деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактике правонарушений.
- Определить одной из главных задач оптимизацию управленческой деятельности, в рамках которой в частности:
исключить необоснованное проведение совещаний, в том числе в дистанционном формате;
решение и согласование вопросов, входящих в компетенцию соответствующего государственного органа и государственной организации, обеспечивать без передачи на вышестоящий уровень или рассмотрения на заседаниях созданных в соответствии с законодательством межведомственных коллегиальных формирований;
обеспечить принятие нормативных правовых актов в соответствии с предоставленной актами законодательства компетенцией, исключив принятие решений рекомендательного характера;
прекратить формирование и функционирование советов, комиссий, групп, других экспертных и консультативно-совещательных структур, подменяющих государственные органы и государственные организации, кроме непосредственно предусмотренных законодательными актами;
оптимизировать состав организационных комитетов для подготовки мероприятий, не допускать включения в них должностных лиц, присутствие которых требуется эпизодически;
повысить эффективность служебных командировок за границу независимо от источников их финансирования при обязательном соблюдении требований их экономической оправданности с точки зрения общегосударственных интересов, обоснованности командирования каждого члена делегации (группы), достижения конкретных результатов, которые не могут быть обеспечены иным способом;
проводить дальнейшую оптимизацию структуры и численности республиканских и местных государственных органов и государственных организаций.
- Обеспечить поэтапное развитие и внедрение в практическую деятельность современных цифровых технологий для дальнейшего совершенствования деятельности в сфере государственного управления.
- Считать достижение нулевой бюрократии одной из стратегических задач всей системы государственной власти.
Для дальнейшей дебюрократизации деятельности государственных органов и государственных организаций:
минимизировать количество документов на бумажных носителях при реализации своих функций;
активизировать работу по цифровизации и упрощению всех административных, управленческих процессов и взаимодействие государственных органов с юридическими лицами и гражданами. Сократить до одного года сроки создания (доработки) и модернизации государственных информационных систем в целях цифровизации административных процедур, если иное не определено Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;
предельно снизить количество согласований, требуемых для принятия правовых актов и иных решений;
обеспечивать высокое качество нормотворчества, избегать включения бланкетных и отсылочных норм, не допускать принятия правовых актов, требующих дальнейших толкования и разъяснений;
исключить факты нахождения и рассмотрения в государственном органе документов, в том числе проектов правовых актов, сверх сроков, определенных законодательством;
оптимизировать направление запросов и исключить дублирование сбора информации в информационных системах (ресурсах);
осуществлять сбор отчетности и другой информации, представляемой юридическими лицами и гражданами на регулярной основе, с использованием государственных информационных систем (ресурсов);
обеспечивать полноту, актуальность и достоверность содержащейся в государственных информационных системах (ресурсах) информации, а также возможность ее повторного использования;
согласовывать с Межведомственным советом по управлению государственными данными состав, структуру и уровень детализации информации, собираемой и обрабатываемой посредством государственных информационных систем (ресурсов), применяемые для этого классификации.
- Государственным органам всех уровней при формировании кадрового состава исходить из необходимости привлечения на службу лиц, способных по своим знаниям, навыкам и деловым качествам работать в условиях современных политических и социально-экономических вызовов.
В сфере исполнительской дисциплины
- Считать приоритетными государственными задачами:
обеспечение полноценного участия всех трудоспособных граждан в экономике страны;
достижение высокого уровня исполнительской дисциплины;
воспитание культуры ответственности каждого за свои квалификацию, качество работы, принимаемые решения, производительность труда и общий результат;
воспитание молодежи в духе патриотизма и преданности интересам Республики Беларусь и стимулирование реализации потенциала молодежи в интересах белорусского общества.
- Определить состояние исполнительской дисциплины одним из основных критериев оценки работы государственных органов и иных организаций независимо от формы собственности (далее — государственные органы и иные организации), их руководителей.
- Проводить обязательную оценку состояния исполнительской дисциплины в государственном органе и иной организации, учитывать ее при продлении либо заключении с руководителем этого органа или организации контракта на новый срок, принятии решений по результатам аттестации данного руководителя, повышении его в должности, представлении к государственным наградам.
- Для достижения надлежащего уровня исполнительской дисциплины в государственных органах и иных организациях должны обеспечиваться:
своевременность выполнения поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, вышестоящих и иных государственных органов и должностных лиц в соответствии с их компетенцией (далее — вышестоящие государственные органы);
результативность и эффективность деятельности, оцениваемые в качественных и количественных параметрах, исключение формально-бюрократического подхода к ее осуществлению;
действенный контроль за выполнением правовых актов, поручений государственных органов и должностных лиц;
неотвратимость и справедливость мер ответственности за совершение виновных действий (бездействие).
Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за выполнение предписаний части первой настоящего пункта.
- Считать обеспечение информационной безопасности одним из важнейших требований исполнительской дисциплины.
- Руководителям государственных органов и иных организаций:
создать условия недопустимости и нетерпимости нарушений исполнительской дисциплины в возглавляемом государственном органе (организации);
повысить требовательность к нарушителям исполнительской дисциплины, внедрять автоматизированные или иные системы учета рабочего времени, обеспечивать контроль за эффективностью результатов труда;
на регулярной основе проводить анализ уровня исполнительской дисциплины в возглавляемых ими и подчиненных органах (организациях), своевременно выявлять причины снижения эффективности деятельности работников и принимать меры по их устранению;
обеспечивать информирование работников о требованиях законодательства, регламентирующего сферу деятельности соответствующего органа (организации), включая технические нормативные правовые акты, содержании правил внутреннего трудового распорядка, коллективных договоров (соглашений) и иных локальных правовых актов, регулирующих трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя;
стимулировать сохранение и закрепление высококвалифицированных кадров, внедрять действенные системы мотивации и поощрения эффективного труда и профессионального развития работников, улучшать условия труда;
принять исчерпывающие меры по соблюдению финансовой дисциплины, эффективному использованию государственных средств, целевому и бережному распоряжению государственным имуществом, его использованию.
- В государственных органах и государственных организациях:
руководителям на регулярной основе проводить мониторинг хода выполнения поручений, данных соответствующему органу (организации);
тщательно прорабатывать принимаемые решения с точки зрения соответствия государственной политике, экономической эффективности и социальных последствий.
- Рассматривать вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за следующие нарушения исполнительской дисциплины:
повторный возврат вышестоящим государственным органом для доработки некачественно подготовленного проекта правового акта, протокола поручений, доклада о выполнении поручений — работников, подготовивших некачественные документы, и руководящих должностных лиц, их подписавших (завизировавших);
невыполнение в установленный срок решений и поручений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь — работников, допустивших такие нарушения, и лиц, осуществляющих руководящие функции по отношению к ним.
- Руководители государственных органов и государственных организаций, не обеспечившие надлежащий уровень исполнительской дисциплины в возглавляемых органах (организациях), могут быть:
заслушаны на заседаниях Президиума Совета Министров Республики Беларусь, коллегии Администрации Президента Республики Беларусь. При этом факт вынесения данного вопроса на заседание дает основание лишить полностью или частично соответствующего руководителя стимулирующих выплат;
направлены на досрочную аттестацию для рассмотрения целесообразности дальнейшего пребывания в должности.
- Установить, что:
за умышленные действия (бездействие), приведшие при исполнении договорных обязательств к неэффективным расходованию государственных средств и использованию государственного имущества, отвечают все контрагенты соответствующего договора независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности;
противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в договорах, заключенных между государственными организациями, считается нарушением исполнительской дисциплины руководителем организации, допустившей нарушение договора;
поручение вышестоящего государственного органа, принятое в пределах компетенции, устанавливает для должностных лиц или организаций, которым оно адресовано, юридически значимую обязанность совершать или не совершать предписываемое действие, если его выполнение не влечет уголовную, административную или иную ответственность.
- Преобразовать Межведомственный совет по государственной статистике в Межведомственный совет по управлению государственными данными.
Национальному статистическому комитету обеспечивать деятельность Межведомственного совета по управлению государственными данными.
- Помощникам Президента Республики Беларусь — инспекторам по областям, г. Минску обеспечить жесткий контроль за выполнением местными исполнительными и распорядительными органами поручений Президента Республики Беларусь, инициировать привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц и работников, виновных в невыполнении, несвоевременном или ненадлежащем их выполнении.
- Совету Министров Республики Беларусь совместно с местными исполнительными и распорядительными органами принять комплекс исчерпывающих мер, направленных на мотивацию участия граждан в экономике страны, стимулирование их трудоустройства, существенное снижение количества лиц, не занятых в экономике.
- Совету Министров Республики Беларусь совместно с Администрацией Президента Республики Беларусь в трехмесячный срок:
разработать механизм оценки эффективности деятельности государственных органов и организаций, их руководителей по укреплению исполнительской дисциплины;
внести предложения по созданию:
единой информационной системы электронного документооборота и контроля за выполнением поручений для государственных органов;
единой информационной системы оперативной и ведомственной отчетности;
принять иные меры по реализации настоящей Директивы.
- Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь.
- Настоящая Директива вступает в силу со дня ее официального опубликования.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
——————————————————————
ДИРЕКТИВА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
9 апреля 2025 г. N 12
О РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Республика Беларусь состоялась как государство, построенное на принципах народовластия, гуманизма, социальной справедливости, равенства прав и возможностей, исторической преемственности.
Повышению уровня национального самосознания белорусов, укреплению социальной солидарности, гражданского мира и согласия способствовали принятые меры по формированию идеологической вертикали, регулированию идеологической сферы. Направления ее развития на современном этапе предполагают совершенствование системы идеологической работы, изучение и учет реальных интересов и запросов населения, ориентированность на конкретные социальные группы в проведении государственной информационной политики и обеспечение эффективной коммуникации власти и общества.
В связи с необходимостью обобщения и систематизации накопленного опыта, унификации подходов к организации идеологической работы в стране, актуализации нормативной правовой базы, регулирующей идеологическую сферу, исходя из изменений в социально-экономической, политической, духовной жизни, а также в целях реализации государственной политики и развития всех сфер жизни общества:
- Утвердить Основы идеологии белорусского государства (прилагаются).
- Обеспечить повышение эффективности организации идеологической работы. При этом:
2.1. под идеологической работой понимать целенаправленную деятельность по практической реализации идеологии белорусского государства;
2.2. целью идеологической работы определить построение социально справедливого общества через формирование всесторонне развитой личности, отстаивающей национальные интересы;
2.3. основными задачами идеологической работы считать:
разъяснение и практическое применение идеологии белорусского государства;
достижение понимания и широкой поддержки населением белорусской модели общественного развития;
пропаганду достижений Республики Беларусь;
укрепление в обществе единства, гражданского мира, стремления к созиданию, взаимного доверия государства и общества;
воспитание патриотизма, в том числе как готовности каждого гражданина защищать интересы государства, его конституционный строй и территориальную целостность;
упрочение национально-государственной идентичности, сохранение самобытности и обеспечение преемственного развития;
стимулирование активного участия граждан в сохранении исторической памяти и национальных ценностей;
повышение правовой, политической, личной культуры и социальной ответственности граждан;
утверждение высоких нравственных начал, справедливости, законности;
воспитание морально-психологических качеств, мотивирующих на решение задач успешного развития страны;
вовлечение в процесс консолидации общества всех субъектов реализации идеологии белорусского государства;
обеспечение эффективной коммуникации власти и общества;
формирование созидательной повестки в обществе и его защиту от негативного информационного воздействия;
укрепление положительного международного имиджа страны;
2.4. организовать идеологическую работу с опорой на принципы:
единства теории и практики идеологической, управленческой, хозяйственной и организаторской деятельности;
признания уникальности белорусской модели общественного развития;
комплексности, системности и научности в осуществлении идеологической работы органов государственного управления всех уровней, организаций всех форм собственности, общественных объединений и политических партий;
сопричастности граждан к процессу принятия решений, затрагивающих их интересы, на уровне организации, региона, отрасли, государства;
профессионализма и компетентности идеологических работников.
- В качестве субъектов реализации идеологии белорусского государства определить:
государственные органы, в том числе местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы;
учреждения образования, культуры, науки, спорта, здравоохранения, социальной защиты и иные общественные институты;
юридические лица, на которые возложены функции редакций средств массовой информации;
общественные объединения и политические партии;
иные субъекты хозяйствования.
Приоритетными сферами, в которых идеологическая работа находится под особым контролем государства, являются образование, культура, наука, спорт, этноконфессиональные отношения, а также семейная, молодежная, информационная и историческая политика.
Субъектам реализации идеологии белорусского государства необходимо:
3.1. обеспечить организацию идеологической работы через:
информационную деятельность — систему мероприятий по распространению внутри страны и за ее пределами информации в интересах белорусского государства для создания благоприятной информационной обстановки, соответствующей целям и задачам развития Республики Беларусь. Составляющими информационной деятельности являются:
информационно-пропагандистская работа — распространение и разъяснение политически значимой информации путем проведения оперативного, текущего и тематического информирования об актуальных проблемах, обстановке в стране и за рубежом;
контрпропагандистская работа — комплекс мер по предотвращению или минимизации негативного информационного влияния и распространения в обществе деструктивных идей, информации и идеологии посредством выступлений в трудовых коллективах, встреч с населением, а также по реализации иных информационных мероприятий, в том числе с использованием средств массовой информации, интернет-ресурсов;
воспитательную деятельность — систему мероприятий по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства граждан в целях формирования идейно-нравственной личности. Воспитательная деятельность включает гражданско-патриотическое, семейно-бытовое, духовно-нравственное и профессиональное воспитание;
социально-культурную деятельность — систему мероприятий, направленных на повышение уровня общей культуры населения, его приобщение к национальным ценностям, здоровому образу жизни, профилактику негативных социальных проявлений. Социально-культурная деятельность реализуется через социальную поддержку, правовое просвещение, а также через проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий, организацию досуга, коллективного отдыха, развитие художественной самодеятельности;
3.2. внедрять и использовать следующие направления идеологической работы:
формирование и подготовка идеологического актива, обучение формам и методам коммуникации с обществом, коллективом и гражданами;
изучение общественного мнения;
внедрение и распространение различных форм коммуникации власти и общества, в частности единых дней информирования, отчетов власти перед населением, диалоговых площадок, общественных приемных, встреч с трудовыми коллективами и по месту жительства граждан, общественных обсуждений;
распространение и разъяснение общественно значимой информации в соответствии с основными задачами идеологической работы посредством учреждения и организации деятельности средств массовой информации и интернет-ресурсов;
создание информационных и методических материалов, произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию белорусской модели общественного развития;
поддержка, в том числе финансовая, проектов в области патриотического воспитания, сохранения и популяризации историко-культурных ценностей и самобытности белорусского народа;
взаимодействие с религиозными организациями, зарегистрированными в Республике Беларусь, в вопросах духовно-нравственного воспитания населения, сохранения традиционных ценностей, профилактики социального неблагополучия, противодействия деструктивным религиозным течениям;
оценка художественной продукции, рекламы, информационного, публицистического и развлекательного контента на предмет соответствия основам идеологии белорусского государства;
организация и проведение мероприятий, посвященных государственной символике, государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам;
3.3. реализовывать направления идеологической работы с учетом специфики решаемых задач и складывающейся обстановки, а также на основе результатов проведенных научных и социологических исследований.
- В целях дальнейшего совершенствования идеологической работы в трудовых коллективах установить, что:
4.1. идеологическая работа в трудовых коллективах направлена на поддержку внутренней и внешней политики Республики Беларусь, укрепление благоприятного морально-психологического климата, формирование у членов трудового коллектива мировоззрения, основанного на чувстве патриотизма, гражданской зрелости, осознании принадлежности к белорусскому народу, профессиональной и личной ответственности за достижение высоких результатов в труде;
4.2. организация идеологической работы в трудовых коллективах возлагается на руководителя организации, непосредственная координация идеологической работы — на одного из его заместителей. В случае необходимости дополнительно вводится должность заместителя руководителя организации по идеологической работе;
4.3. организации всех форм собственности:
выстраивают свою деятельность на основе социальной ответственности перед государством, обществом, трудовым коллективом и отдельным гражданином;
участвуют в решении общественно значимых вопросов, в том числе путем реализации научно-исследовательских, образовательных, спортивных, благотворительных, экологических, гуманитарных и иных проектов;
обеспечивают условия для участия работников в деятельности общественных объединений, профессиональных союзов на основе требований законодательства;
организуют с членами трудового коллектива информационную работу по рассмотрению актуальных вопросов развития организации, отрасли, региона, государства и решению проблем, поднимаемых гражданами.
- Повысить качество идеологической работы в стране. В этих целях определить следующее:
5.1. координация и анализ эффективности, мониторинг организации и проведения идеологической работы в республике, обеспечение взаимодействия государственных органов, общественных объединений и иных организаций в сфере идеологии белорусского государства возлагаются на Администрацию Президента Республики Беларусь;
5.2. координация идеологической работы в отраслях (сферах деятельности), в том числе определение комплексных подходов к ее реализации в подведомственных организациях, взаимодействие с отраслевыми профсоюзами, иными общественными объединениями, возлагается на управления (отделы, секторы) идеологической работы государственных органов. Данная работа осуществляется совместно с местными исполнительными и распорядительными органами;
5.3. координация идеологической работы на соответствующей территории, в том числе определение комплексных подходов к ее реализации в организациях всех форм собственности, а также деятельности организационных структур общественных объединений возлагается на комитеты (главные управления, управления, отделы) идеологической работы и по делам молодежи местных исполнительных и распорядительных органов;
5.4. назначение на должности, освобождение от должностей и продление контрактов <*>:
заместителей председателей рай-, горисполкомов, за исключением Минского горисполкома, заместителей глав администраций районов в городах, координирующих идеологическую работу, председателей комитетов, начальников главных управлений (управлений, отделов), заведующих секторами идеологической работы и по делам молодежи облисполкомов (Минского горисполкома), рай-, горисполкомов, администраций районов в городах, заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, учреждениях высшего образования, учреждениях образования и организациях, реализующих образовательные программы научно-ориентированного образования, а также лиц, ответственных за работу со средствами массовой информации в государственных органах, согласовываются с Администрацией Президента Республики Беларусь;
главных редакторов государственных республиканских средств массовой информации, а также средств массовой информации, учредителями которых в регионах являются облисполкомы (Минский горисполком), местные Советы депутатов областного уровня, в отраслях (сферах деятельности) — соответствующие государственные органы и организации, согласовываются с Министерством информации и Администрацией Президента Республики Беларусь;
заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в государственных и иных организациях с численностью работников 600 человек и более, учреждениях образования (за исключением указанных в абзаце втором настоящего подпункта), реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, учреждениях среднего специального образования, согласовываются с облисполкомами (Минским горисполкомом);
заместителей руководителей, координирующих идеологическую работу в государственных и иных организациях с численностью работников до 600 человек, учреждениях общего среднего образования, согласовываются с рай-, горисполкомами, администрациями районов в городах;
руководителей государственных региональных средств массовой информации, учредителями которых являются рай-, горисполкомы, местные Советы депутатов базового уровня, согласовываются с облисполкомами и Министерством информации;
———————————
<*> Кроме должностей, включенных в кадровые реестры Главы государства и Администрации Президента Республики Беларусь.
5.5. для выполнения функций по координации идеологической работы Администрация Президента Республики Беларусь задействует:
Национальную академию наук Беларуси, Министерство образования, Академию управления при Президенте Республики Беларусь — для научного, научно-методического сопровождения идеологической работы;
Белорусский институт стратегических исследований, Национальную академию наук Беларуси — для экспертно-аналитического и социологического сопровождения идеологической работы;
Министерство информации — для информационного сопровождения идеологической работы;
республиканское государственно-общественное объединение «Белорусское общество «Знание» — для информационно-методического сопровождения идеологической работы.
- Администрации Президента Республики Беларусь, государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, проводить на системной основе оценку эффективности идеологической работы.
- Возложить персональную ответственность за состояние идеологической работы:
в трудовом коллективе — на руководителя организации;
в рамках отдельной отрасли (сферы деятельности) — на руководителя соответствующего государственного органа;
на территориальном уровне — на руководителя местного исполнительного и распорядительного органа.
- Государственным органам и иным организациям обеспечить:
ежегодное планирование идеологической работы;
надлежащую организацию идеологической работы лицами, ответственными за ее проведение. Принимать меры по повышению профессионального уровня ответственных лиц.
- Государственным органам, в том числе местным исполнительным и распорядительным органам, обеспечить:
рассмотрение на коллегиях (советах, заседаниях) вопросов, касающихся различных аспектов организации идеологической работы, не реже одного раза в год;
привлечение субъектов гражданского общества к участию в реализации идеологии белорусского государства.
- Администрации Президента Республики Беларусь обеспечить разработку и доведение до заинтересованных критериев, индикаторов, периодичности оценки эффективности идеологической работы.
- Особенности организации идеологической работы в государственных органах (организациях), их подразделениях, входящих в состав сил обеспечения национальной безопасности, определяются Президентом Республики Беларусь.
Пункт 12 вступил в силу после официального опубликования (абзац третий пункта 15 данного документа). |
- Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящей Директивой и принять иные меры по ее реализации.
- Контроль за выполнением настоящей Директивы возложить на Администрацию Президента Республики Беларусь.
- Признать утратившими силу указы Президента Республики Беларусь (приложение).
Пункт 15 вступил в силу после официального опубликования. |
- Настоящая Директива вступает в силу в следующем порядке:
пункты 1 — 11, 13 и 14 — через три месяца после официального опубликования данной Директивы;
иные положения этой Директивы — после ее официального опубликования.
Президент Республики Беларусь | А.Лукашенко |
Приложение
к Директиве Президента
Республики Беларусь
09.04.2025 N 12
ПЕРЕЧЕНЬ
УТРАТИВШИХ СИЛУ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254 «О деятельности информационно-пропагандистских групп и об участии руководителей республиканских и местных государственных органов и иных государственных организаций в идеологической работе».
- Указ Президента Республики Беларусь от 29 августа 2003 г. N 369 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254».
- Указ Президента Республики Беларусь от 20 февраля 2004 г. N 111 «О совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы в Республике Беларусь».
- Указ Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 г. N 439 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254».
- Указ Президента Республики Беларусь от 10 июня 2005 г. N 269 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254».
- Подпункты 1.37 и 1.45 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. N 23 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь, признании утратившими силу некоторых указов и отдельных положений указов Президента Республики Беларусь».
- Указ Президента Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. N 216 «О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254».
- Пункт 10 приложения к Указу Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. N 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики».
- Указ Президента Республики Беларусь от 29 сентября 2010 г. N 502 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. N 254».
- Подпункт 1.8 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. N 338 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь».
УТВЕРЖДЕНО
Директива Президента
Республики Беларусь
09.04.2025 N 12
ОСНОВЫ
ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
В Республике Беларусь сформирована собственная модель общественного развития, ставшая практическим воплощением идеологии белорусского государства.
Ключевыми достижениями белорусской модели общественного развития являются:
суверенный характер внутренней и внешней политики;
высокий уровень общественной безопасности, межконфессиональное и межнациональное согласие;
сохранение и модернизация реального сектора экономики;
высокий уровень занятости населения, отсутствие резкого социального и имущественного расслоения;
доступность и высокое качество медицины, образования и социального обслуживания;
создание современных и равных для всех условий занятия массовым спортом, приобщения к культурному и духовному наследию;
низкий уровень коррупции, социально ответственный и национально ориентированный государственно-управленческий аппарат.
Современная жизнь характеризуется возникновением новых видов и форм занятости, повышением образовательного уровня населения, изменением социальной структуры общества. Развитие глобальной компьютерной сети Интернет, социальных сетей, цифровизация способствуют переносу части общественных отношений на виртуальные площадки, появляются новые формы взаимодействия власти и общества. Доступность транспортной инфраструктуры и информационная открытость содействуют повышению мобильности населения, а также дифференциации каналов получения информации. Формируется белорусское гражданское общество, разделяющее с государством ответственность за судьбу страны и народа.
В то же время Беларусь сталкивается с угрозой внешней агрессии, принимающей характер гибридного противостояния: информационные войны, борьба идей и смыслов, насаждение чуждой деструктивной идеологии. Разнообразные каналы доведения информации используются недружественными силами в целях дестабилизации политической ситуации, нагнетания социальной напряженности и деформации традиционных духовно-нравственных ценностей. В первую очередь разрушительное воздействие направлено на семью, систему образования, традиционные конфессии, армию, институты государственной власти. Предпринимаются попытки исказить историю, обесценить роль белорусского народа в достижении победы в Великой Отечественной войне, отрицать его геноцид со стороны нацистских преступников и их пособников, вклад в общий результат труда советских поколений, успехи суверенного периода развития Беларуси.
В таких условиях мобилизовать общество на сохранение народного единства, национальной идентичности, нацеленности на опережающее развитие позволят прочная идейная основа, глубокое понимание гражданами страны особенностей белорусской модели общественного развития.
Основы идеологии белорусского государства разработаны в развитие положений Конституции Республики Беларусь и в целях обеспечения единства идей, взглядов и представлений о белорусской модели общественного развития, защиты личности, общества и государства от деструктивной идейной и ценностной экспансии.
Идеология белорусского государства — система идей, взглядов и представлений, которая отражает национально-исторические традиции, интересы и ценности белорусского народа, определяет цели развития личности, общества и государства.
Составными компонентами идеологии белорусского государства являются:
культурно-исторический — комплекс устоявшихся убеждений о происхождении народа, формировании и развитии его самосознания от самобытной этнической общности до нации, осознающей свою принадлежность к восточнославянской цивилизации;
политический — система представлений народа об основных этапах формирования белорусской государственности, условиях становления и особенностях институтов государства, гражданского общества, степени их соответствия традициям, современным потребностям и интересам нации, направлениях и путях дальнейшего развития этих институтов, а также о месте белорусского государства на международной арене, его целях, принципах и приоритетах в выстраивании отношений с другими странами;
экономический — система взглядов относительно модели организации экономической жизни страны, предполагающей разумный баланс различных форм собственности и хозяйствования, понимание роли государства в экономических процессах, представление о справедливом распределении национального богатства;
социальный — совокупность идей о солидарности, социальной справедливости, нравственности, патриотизме, обязанностях, правах и свободах человека, балансе интересов различных социальных групп.
Основные положения идеологии белорусского государства.
Культурно-исторический компонент базируется на принадлежности белорусов к восточнославянскому миру, цивилизационном родстве с русским и украинским народами.
Ядром формирования белорусской государственности стали Полоцкое и Туровское княжества. Также историческими формами белорусской государственности, которые принадлежат и всем иным сопричастным народам, являлись Древнерусское государство, Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, Речь Посполитая, Российская империя. Начало становлению национальной белорусской государственности дала Октябрьская революция. Ее результат — провозглашение 1 января 1919 г. ССРБ (впоследствии — БССР), которая в качестве равноправного субъекта выступила одной из учредительниц СССР. Республика Беларусь с 1991 года является правопреемницей БССР. Реальный суверенитет и независимость белорусского государства были достигнуты в период после установления президентской формы правления.
В силу своего географического расположения на белорусских землях исторически сложилось этноконфессиональное многообразие. Веротерпимость, двуязычие, мирное сосуществование представителей всех конфессий и этнических групп стали важнейшими условиями единства и согласия в современном белорусском обществе.
Расположение на стыке двух цивилизаций — между Востоком и Западом — сделало жизненно необходимым формирование у белорусов таких качеств, как стойкость, мужество, решительность, самоотверженность. Цементирующей основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Политический компонент идеологии белорусского государства строится на принципе преемственности этапов общественно-политического развития белорусского общества и государства.
Ключевыми основами, способствующими устойчивости белорусской политической системы, являются народовластие, президентская республика как наиболее оптимальная форма правления, а также сильная государственная власть.
Государственный суверенитет — залог процветания белорусского народа и территориальной целостности государства. В свою очередь равенство всех перед законом, гражданское согласие и единство нации выступают главными условиями реализации белорусской модели общественного развития.
Республика Беларусь является государством — учредителем ООН, равноправным субъектом международных отношений, выступающим за признание многообразия путей устойчивого развития.
Беларусь привержена общепризнанным принципам международного права, прежде всего суверенного равенства государств, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других стран, неделимости безопасности.
Внешняя политика республики направлена на поддержание мира, исключение этнической, национальной, религиозной и иной вражды, формирование и укрепление многополярности в сфере международных отношений, взаимовыгодное и равноправное сотрудничество с другими странами и народами, уважение права выбора ими своего пути.
В рамках экономического компонента государство проводит социально ориентированную экономическую политику, целью которой является обеспечение социальной справедливости и благополучия граждан через предоставление каждому равных возможностей, справедливое распределение благ, поддержание их достойного уровня жизни.
Гарантией достижения поставленной цели выступает наличие у государства природных, материальных, духовных, интеллектуальных ресурсов, имеющих общенациональное значение, в том числе признанных обществом уникальными.
Белорусская экономическая модель основывается на трудолюбии и профессионализме как универсальных мерилах социального успеха и общественного признания, участии членов трудовых коллективов в управлении организациями для повышения эффективности их работы и улучшения уровня жизни народа.
Белорусская экономическая модель предполагает государственное регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, сбалансированное развитие материального производства и сферы услуг, широкое использование передовых достижений отечественных и зарубежных науки и техники, бережное отношение к природе и рачительное использование ресурсов.
Повышенное внимание со стороны государства уделяется обеспечению экономической безопасности, особенно энергетической и продовольственной.
Социальный компонент идеологии белорусского государства определяется утверждением и культивированием в обществе традиционных духовных ценностей, нравственных и моральных ориентиров, гуманности и солидарности, социальной справедливости и недопущения расслоения и дискриминации.
Межличностное взаимодействие, основанное на доброжелательности, умеренности, взаимоуважении, рассудительности, позволяет разным социальным и национальным группам выстраивать равноправный и конструктивный диалог.
Консолидации белорусского общества способствует коллективизм как форма жизнедеятельности, предполагающая приверженность граждан общему делу, готовность оказывать помощь друг другу в достижении общих созидательных целей.
Белорусы остаются верными традиционным семейным ценностям, что обусловливает гармоничное формирование нравственной, интеллектуальной и физически развитой личности.
Отношения человека, общества и государства основаны на верховенстве права, балансе интересов, социальном оптимизме, взаимных заботе, ответственности и обязательствах.
Готовность защищать конституционный строй, суверенитет и независимость Республики Беларусь, формирование позитивного образа своей страны, укрепление межпоколенческих связей, сохранение и популяризация собственных культурных традиций и духовных ценностей — священный долг и обязанность каждого белоруса.
Реализация основ идеологии белорусского государства будет способствовать сохранению государственного суверенитета, обеспечению национальной безопасности, развитию белорусского народа как уникальной исторической общности, самореализации человека в гармонии с общественными потребностями.
——————————————————————
Идеологическая работа
в УЗ «Пинская центральная поликлиника»
Информация о проведенных мероприятиях
УЗ «Пинская центральная поликлиника», приуроченных к Году благоустройства.
За отчетный период размещены следующие тематические обзоры мероприятий, посвященных Году благоустройства.
В рамках акции «От всей души» 9 января 2025 года заместитель председателя городского исполнительного комитета Николай Викторович Новак и главный врач УЗ «Пинский межрайонный родильный дом», депутат городского совета депутатов Ольга Николаевна Савич посетили Логишинскую городскую больницу и Поречскую больницу сестринского ухода.
Благотворительная акция «От всей души»- это своеобразный марафон добрых дел, который дал возможность проявить максимальную заботу и внимание по отношению к людям старшего поколения, нуждающимся в поддержке.
Главный врач Пинской центральной больницы депутат городского совета депутатов Александр Сергеевич Сачковский посетил Погост-Загородскую и Оховскую участковую больницу. Все пациенты получили положительные эмоции от добрых слов, пожеланий скорейшего выздоровления и подарков.
Сеанс массового катания на льду состоялся 19 января 2025 года. В составе желающих – семьи медиков.
31 января состоялись областные соревнования по шашкам и шахматам. Наши медики в числе призеров: Конюх С. И. 1 место в областных соревнованиях по шахматам, Пронько В. Н.- 3 место по шашкам. Конюх Сергей Иванович, врач — эксперт Пинской центральной больницы 27 мая занял 3 место в Республиканском турнире по шахматам в Минске
21 февраля состоялись соревнования «Зимняя лыжня-2025».
28 февраля состоялась зимняя рыбалка.
17 марта были подведены результаты конкурса «Медицина нас связала». Победителем оказалось пара медиков филиала «Станция скорой медицинской помощи» Гриценя.
19.03.2025 Гришко Татьяна, медицинская сестра онкологического диспансера заняла 4 место в городском турнире по дартсу среди работающей молодежи.
Команда Пинского здравоохранения 22.03.2025 заняла 3 место в областном Турнире по волейболу.
Медики Пинщины 29 марта приняли активное участие в республиканской акции «Аднавiм лясы разам!». В этом году мероприятие по посадке леса посвящено Году благоустройства. Поучаствовать в посадке леса изъявили желание руководители учреждений здравоохранения, заместители, активные члены профсоюза, представители работающей молодежи.
7 и 8 февраля ряды Белорусской партии Белая Русь пополнились в Пинской центральной поликлинике. Главный врач, заместитель председателя Пинского городского отделения Игорь Юрьевич Киктенко в торжественной обстановке вручил членские билеты руководителям и сотрудникам учреждений.
11 апреля сборная команда здравоохранения заняла 2 место областного Турнира по мини-футболу среди медучреждений.
12 апреля представители Пинской центральной поликлиники приняли участие в субботнике.
16 апреля председатель Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения Николай Скаскевич в торжественной обстановке вручил победителям интернет- конкурса «Медицина их связала»- семье Гриценя Виктору и Виталии специальный подарок- Диплом и денежный приз, эквивалентный двум путевкам на санаторно-курортное лечение в санатории УП «Белпрофсоюзкурорт» на 6 календарных дней. Это новый интернет-проект Брестской областной организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения. Название конкурса говорит само за себя- семейные пары, которым медицина помогла познакомиться и в последующем создать семью. Всего в конкурсе участвовало 13 семейных пар, но в результате онлайн-голосования в телеграм-канале победителями стала семейная пара филиала «Станция скорой медицинской помощи» Виктор и Виталия Гриценя.
22 апреля представители Пинской центральной поликлиники приняли участие в митинге, посвященном 155 летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина.
26 апреля в рамках Дня охраны труда, в год 80- летия Великой Победы, в Пинской центральной поликлинике начальник отдела труда Базан Александр, врач по медицинской профилактике Войтович Алла провели информирование трудового коллектива о целях проведения Всемирного дня охраны труда: содействие предотвращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на рабочих местах во всем мире. В заключение были вручены фликеры для обеспечения безопасного перемещения работников в темное время суток на дорогах. Особое внимание уделено работникам сельской местности.
29 апреля активисты Пинского здравоохранения провели велопробег в преддверии 80- летия Великой Победы и возложили цветы у Памятника партизанам и у мемориального памятника «Жертвам холокоста». Память о бессмертном подвиге наших героев навсегда останется в наших сердцах.
На расширенном заседании хозактива города Пинска по итогам 2024года лучшими из учреждений здравоохранения признаны УЗ «Пинская детская больница», ГУЗ «Пинский межрайонный онкологический диспансер», филиал «Лечебно-диагностический центр», «Человек года»-Тышковец Данута Ивановна, заведующий отделением Пинской стоматологической поликлиники
30 апреля на районную Доску почета по итогам работы 2024 года занесены Ставокская АВОП (заведующий Федорова Жанна Анатольевна) и Самуйлик Наталья Михайловна, помощник врача Ласицкой АВОП.
Отрадно, что такое мероприятие состоялось в год 80- летия Великой Победы и в Год благоустройства пятилетки качества.
30 апреля партийцы Белой Руси, начальник отдела кадров Ребковец Ирина и заместитель главного врача по хозяйственной работе Зельман Сергей участвовали в акции «Дай лесу новае жыцце».
Это наш вклад в обновление лесов и наведение порядка на нашей любимой земле.
12 мая в Пинской центральной поликлинике состоялся конкурс «Мисс-медсестра 2025». Конкурс приурочен ко Дню медицинской сестры и году благоустройства. Мероприятие проводилось в продолжение Важных государственных праздников — 80- летия Великой Победы и Дня Государственных символов Республики Беларусь
15 мая в Международный день семьи обьединенный профсоюзный комитет работников здравоохранения Пинского региона организовал посещение боулинга.
18 мая в Парохонске завершился районный семейный конкурс «Счастливы вместе» в рамках Международного дня семьи. Семья заведующего Бобриковской участковой больницы Карпучик награждена дипломом «Креативная семья».
22-23 мая состоялся турнир по волейболу. В турнире приняли участие 6 команд. Победила команда Пинской центральной больницы.
Мероприятия в честь празднования 80-летия Великой Победы.
30 апреля в Пинской центральной поликлинике состоялась диалоговая площадка «Подвигу народа жить в веках». Председатель Молодежного совета, врач- офтальмолог Криволевич Алеся выступала спикером и поделилась воспоминаниями своего дедушки о Великой Отечественной войне. Также воспоминаниями своих родственников перед молодежной аудиторией поделись Кнюх Алина, специалист по работе с молодежью Пинской центральной поликлиники и Данилович Павел, председатель первичной профсоюзной организации
Более 30 представителей нашего здравоохранения приняли участие 1 мая в городском велопробеге, протяжённость которого составила 23 км. Участие в велопробеге приняли буквально все медицинские учреждения 2 мая Наше здравоохранение приняло участие в областной велогонке.
В канун празднования 80- летия Великой Победы 7 мая заместитель главного врача Пинской центральной больницы Карманович Роман Васильевич и Дешко Александр Вячеславович, члены первичной организации Пинской центральной больницы РОО « Белая Русь», поздравили Боричевского Федора Петровича, ветерана Великой Отечественной войны с Днем Победы и пожелали ему здоровья и благополучия!
8 мая состоялось торжественное открытие памятника Великой Победе в Пинском районе.
Представители здравоохранения приняли участие в мероприятии и возложили цветы в честь незабываемых событий -Победы советского народа в Великой Отечественной войне!
8 мая представители здравоохранения приняли участие на торжественном мероприятии открытия обновленного сквера и памятника в честь 40 — летия освобождения города Пинска от немецкого — фашистских захватчиков и возложили цветы, отдавая дань нашим воинам- освободителям.
8 мая представители здравоохранения приняли участие в торжественном митинге и возложили цветы у Памятника партизанам, защищавшим наш город в годы Великой Отечественной войны. События той страшной войны никогда не должны забываться, и мы признательны белорусам, которые ценой своей жизни завоевали нам мирное небо.
В Доме ребёнка прошла театральная постановка посвящённая 80 ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Участник Великой Отечественной войны, житель блокадного Ленинграда Полейчук Галина Степановна, бывший работник родильного дома. 8 мая слова благодарности и пожелания крепкого здоровья выразили: главный врач учреждения здравоохранения «Пинский межрайонный родильный дом» Савич О.Н., председатель первичной профсоюзной организации учреждения здравоохранения «Пинский межрайонный родильный дом» Заруба А.В., председатель ветеранской организации учреждения здравоохранения «Пинский межрайонный родильный дом» Тыновец Ж.В.
9 мая представители здравоохранения приняли участие в мероприятии и возложили цветы в честь незабываемых событий -Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Мы помним подвиги наших предков, наши сердца наполняются гордостью за свою страну, за свою историю.
Среди участников автопробега «80 мiрных гадоу пад сцягам Радзiмы» 11 мая были специалист по работе с молодежью Пинской центральной поликлиники Алина Кнюх и агент по снабжению Ирина Конькова.
Завершился автопробег на воинском захоронении на кладбище по ул. Спокойной, где участники автопробега возложили цветы и выразили свое уважение павшим воинам в годы Великой Отечественной войны.