22 февраля, 2023

Потребление психоактивных веществ в подростковом возрасте

Данная проблема становится все более актуальной и болезненной в последнее десятилетие. Ранняя алкоголизация и наркотизация берут свое начало именно в подростковом возрасте.

Прежде всего, употребление различных видов психоактивных веществ имеет свои социально-психологические и возрастные аспекты. Подростковый возраст является важным периодом роста, формирования человека и интенсивной социализации личности. Социализация современных подростков характеризуется усвоением не только позитивных, но и, к сожалению, негативных социальных стереотипов, что, прежде всего, проявляется в увеличении среди них курящих, употребляющих алкоголь, наркотики.

Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных факторов окружающей среды (семья, школа, ближайшее окружение) и макросоциальных факторов (общество в целом, его культура), влияющих на осознание подростком своих возможностей и задатков, развитие интереса и привязанности к другим людям, не являющимися членами семьи, главным образом – к сверстникам. Этому периоду свойственно стремление к быстрому познанию мира взрослых, развитие способности к логическому рассуждению, свойственному взрослым, в сочетании с детской уязвимостью.

Базовыми факторами начала употребления психоактивных веществ рассматриваются:

  • неполная или конфликтная семья;
  • отсутствие взаимопонимания с родителями;
  • жестокость, авторитарность отношений в семьях;
  • нарушение эмоционального контакта между родителями и подростками;
  • невысокий уровень образования и низкий культурный уровень родителей.

Повышенный риск развития зависимости отмечаются при воспитании подростков при неустойчивом типе воспитания, по типу гипоопеки и эмоционального отвержения, а также по типу гиперпротекции. Например, токсикомания (наиболее типичный ее вид — «нюхание» изделий бытовой химии) наиболее широко распространена среди младших подростков из семей, где основной особенностью семейного воспитания является безнадзорность и невнимание к детям.

Формирование химической зависимости происходит в подростковом возрасте гораздо быстрее, поскольку, как отмечают физиологи, организм подростка гораздо менее устойчив перед психоактивными веществами, нежели организм взрослого. Для семей таких подростков характерны некоторые типичные особенности:

  • чрезмерная жесткость границы между родительской и детской семейными подсистемами, проявляющаяся в отсутствии подлинного интереса к жизни подростков со стороны родителей;
  • стремлении «отвязаться» от детей при помощи подарков или денег;
  • неумении оказать эмоциональную поддержку своим детям.

Мотивом употребления психоактивных веществ может быть любопытство, желание испытать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма, что сочетается с неуверенностью в себе и отсутствием у подростка способов саморегуляции, позволяющих почувствовать себя свободно и комфортно. Другим мотивом может быть ощущение подростками своей жизни как серой скучной и эмоционально дискомфортной.  Еще одним мотивом бывает нежелание отстать от компании сверстников, если в ней принято употребление алкоголя, токсических или наркотических веществ.

 

Родители могут снизить риски:

  • Постарайтесь с первых минут стать не врагом, от которого нужно скрываться и таиться, а союзником, который поможет справиться с бедой. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться;
  • Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребёнка это первое и последнее знакомство с наркотиком.
  • Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратиться к взрослой его личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни.
  • Оказывайте поддержку. “Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я всё же люблю тебя” – вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом.
  • Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой.
  • И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своём собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, лекарств.

Если вы убедились, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту.

Получить консультацию или помощь специалиста можно в «Межрайонном  психоневрологическом диспансере». Кроме того, существует служба экстренной психологической помощи «Телефон доверия» (круглосуточно и анонимно). Позвонив по телефону 170, можно получить консультацию специалиста по волнующей Вас проблеме.

 

Подготовила психолог «Межрайонного

психоневрологического диспансера»

Мокей Татьяна Петровна